|
Волонтерское движение |
|
Тема 6. Дети с особыми потребностями.
|
06.06.2017 |
Для ребенка с особыми потребностями отношения с близким взрослым так же важны, как и для других детей. Именно отношения с людьми помогают малышу в развитии. Дети с особыми потребностями зачастую нуждаются в большем внимании со стороны взрослого, его помощь просто необходима для развития.
Специалисты дома ребенка могут рассказать об особенностях конкретного малыша. Дети с особыми потребностями очень разные.
Не стоит бояться этих детей. Проявление жалости и сострадания также не лучший способ общения с малышом. Он таким родился.
Вот некоторые рекомендации по общению и обучению детей с особыми потребностями, которые предлагаются в программе «Каролина», зарекомендовавшей свою эффективность во многих странах.
Следуйте за ребенком
Любой человек учится быстрее, если он заинтересован и имеет возможность для экспериментирования; это особенно верно для маленьких детей. Они постоянно экспериментируют и наблюдают за результатами своих действий, которые влияют на окружающий мир.
От того, успешно или неуспешно воздействие ребенка на его социальное и физическое окружение, зависит его мотивация в изучении окружающего мира.
Одной из опасностей, с которой можно столкнуться при занятиях с детьми с особыми потребностями, является то, что взрослые могут переусердствовать в своих попытках научить его навыкам, присущим взрослым, и этим подавляя заложенные природой в ребенке инициативу и желание исследовать. Часто этим можно разрушить радость ребенка от социальных контактов, а ведь они являются важнейшим аспектом раннего личностного и эмоционального развития.
Таким образом, одним из основных принципов, которые нужно помнить – это объединение наших усилий по развитию с интересами ребенка и его собственной активностью. Например, если ребенок берет кубики и сует их в рот, это подходящий момент для того, чтобы показать ему другие действия, которые можно производить с кубиками (например, положить их в коробку, сложить их, спрятать один под коробкой)
Обеспечьте возможность выбора
Дети начинают выбирать вскоре после рождения и продолжают делать это в течение всей своей жизни. Вначале ребенку приходится делать выбор в очень простых ситуациях. Приобретая большие возможности и становясь более мобильным, ребенок может выбирать гораздо больше.
Возможность выбирать является важным аспектом развития у ребенка ощущения контроля и управления ситуацией. Как важная основа коммуникации, выбор – это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо.
Чем сильнее выражены нарушения у ребенка, тем больше вероятность сужения области естественного выбора для него. Взрослые часто делают то, что, по их мнению, является лучшим для ребенка, не предлагая ему других вариантов.
В результате этого ребенок может стать пассивным, не испытывающим потребности или желания в общении.
Независимо от степени нарушений ребенка, взрослые должны стараться обеспечивать ему разнообразные возможности для выбора в течение дня и уважать решения ребенка. Это научит ребенка, что его действия что-то значат, и заложит основу для осознанного выбора в дальнейшем.
Учитывайте реакции на действия
Естественные реакции на действия ребенка – самый эффективный способ для обучения его возможности привносить изменения в окружающий мир. Это особенно верно для маленьких детей или для детей, находящихся на низком уровне развития.
Чем серьезнее нарушение у ребенка, тем больше обучающих ситуаций должен создавать для него взрослый таким образом, чтобы при взаимодействии ребенка с окружающим миром происходило интересное или желаемое событие.
Очень важными являются социальные реакции. С самого начала дети нуждаются во внимании, и будут повторять те действия, которые привлекают внимание взрослых. У взрослых будет меньше проблем с поведением ребенка, если они научатся обращать внимание на желательные для них действия ребенка и игнорировать нежелательные.
Социальные реакции являются естественным результатом при обучении ребенка навыкам коммуникации. Ведь обучение коммуникации зависит от отзывчивого слушателя. Коммуникация начинается с внимания к взгляду ребенка (когда взрослый направляет взгляд на тот же предмет, что и ребенок), а затем через «игры по очереди» переходит к диалогу.
Разбивайте при необходимости занятия на маленькие шаги
Например, если ребенку трудно строить из кубиков башню так, чтобы кубики стояли друг на друге, можно начать с двух шершавых кубиков. Затем ребенок может сложить три шершавых кубика. Затем, когда идея усвоена, можно перейти к двум обычным большим кубикам, затем три больших кубика, затем два маленьких кубика и наконец – три маленьких кубика.
Обеспечивайте стабильность и перемены
Хотя это и звучит противоречиво, детям в их окружении нужны и стабильность, и перемены. Стабильность дает ребенку ощущение защищенности, это позволяет ему понять, что мир частично предсказуем.
Ребенок узнает, чего ожидать от определенных людей, и как организован его режим дня: купание, питание, одевание. Также он поймет, чего можно ожидать от некоторых игрушек и, повторяя действия, сможет наслаждаться ими, даже тогда, когда взрослому эта игра уже надоест.
Конечно, иногда режим меняется, но ощущение стабильности позволяет ребенку чувствовать себя защищенным в своем мире и доверять взрослым. Затем в этом защищенном мире ребенок учится замечать перемены и будет заинтересован в их появлении.
Обеспечивайте успех
Для поддержания в ребенке желания взаимодействовать со своим окружением и изменять его, очень важно, чтобы каждое маленькое действие, которому учит взрослый, увенчалось успехом. Например, если вы учите ребенка тянуться за предметом, например, за мячиком, убедитесь, что мяч находится достаточно близко от ребенка – настолько, чтобы он схватил его без труда. Когда вы отодвигаете мяч, чтобы ребенок потянулся за ним дальше, убедитесь,
что до мяча все же можно дотянуться.
Детей обескураживают слишком трудные задания, а слишком легкие вызывают у них скуку. Задание должно быть вызовом, но реальностью.
Позволяйте ребенку отдохнуть
Подобно взрослым, всем детям нужно время для самих себя (т.е. поиграть самим с собой или поиграть со взрослыми так, чтобы взрослые не предъявляли к нему никаких требований).
Взрослый может многому научить ребенка, просто будучи отзывчивым к нему и внимательно относясь к интересам ребенка. |
Добавил(а): БУ СО ВО "ЧЦПД (специализированный)" |
|
|
Контролирующие органы | Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области
| Новости | 18.11.2024Всероссийский фестиваль «Талантливая Россия»
13.11.202420 ноября 2024 года в Вологодской области пройдет ежегодная Всероссийская акция День правовой помощи детям.
12.11.2024О проведении опроса о безопасности финансовых услуг
| Государственное задание | 17.01.2024Отчет о выполнении государственного задания
09.01.2024Государственное задание на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов
07.11.2023Отчет о выполнении государственного задания № 2 от 03.11.2023 г.
| Вакансии | 09.09.2024кухонный рабочий
02.08.2024повар
02.08.2024музыкальный работник
|
Адрес ЛПУ: |
162616, Вологодская область, г.Череповец, ул.Командарма Белова, д.42. Электронная почта chcpd35@mail.ru Группа VK https://vk.com/club172498575
|
Ноябрь 2024 |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 | 22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
|
|