Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Медицинский крест
RSS канал новостей
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (специализированный)"
Администрирование
Зайти на сайт
Волонтерское движение
Тема 5. Вопросы и опасения, часто возникающие у волонтеров. Помощь волонтерам или другим взрослым, приходящим в дом ребенка. 06.06.2017
   «Дети, живущие в доме ребенка, страдают от разлуки и недостатка
   близких отношений. Не будет ли расставание с волонтером, которое
   неизбежно случится, когда ребенок попадет в семью или будет
   переведен в детский дом, еще одной дополнительной травмой?»
   
   Действительно, основной проблемой для детей, живущих в доме ребенка, является отсутствие стабильных, близких, доверительных отношений с постоянным взрослым, необходимых для формирования привязанности. Нарушения привязанности, возникшие у ребенка в ранние годы жизни, часто приводят к тяжелым психосоциальным проблемам и трудностям в обучении, неспособности усваивать программу обычной школы.
   
   Современные исследования показывают, что наличие хотя бы каких-то продолжительных отношений резко повышают шансы в будущем для благополучного развития маленького ребенка находящегося в системе группового ухода. Если визиты волонтера будут нерегулярными или произойдут всего несколько раз, то никакого существенного влияния на эмоциональное развитие ребенка оказано не будет, но если визиты будут регулярными в течение нескольких месяцев, то между волонтером и ребенком, несомненно, завяжутся отношения, позволяющие почувствовать малышу, что этот человек особенный, он приходит специально для него. Это приведет к повышению самооценки ребенка, к формированию так называемого «базового доверия» к миру позволяющего лучше учиться и лучше завязывать новые отношения в будущем.
   
   Да, когда придет пора расставаться – это будет нелегко и для малыша и для волонтера, но опыт отношений, полученный ребенком во время встреч с волонтером, даст ему возможность быстрее установить новые отношения в том месте, куда он или она попадет, будь то приемная семья или детский дом.
   
   Этот же опыт позволит лучше учиться и эффективнее справляться со стрессами в будущем.
   
   
   « Ребенок не плачет, и не просит утешения даже когда падает и ему
   больно. Может быть, я что-то не то делаю, и он мне не доверяет?»
   Дети, которые воспитываются не в семье, обычно очень мало плачут. Для того чтобы просить помощи или плакать, нужно быть уверенным, что этот плач поможет что-то изменить.
   Ребенок пока только учится вам доверять. Подходите к ребенку каждый раз, когда заметите, что он нуждается в вашей помощи. Возможно, он пока просто не знает, как такой помощи просить. Говорите с ним о том, что произошло: ты ударился, тебе больно; ты испугался, тебе страшно. Таким образом, вы сможете показать, что понимаете, принимаете и разделяете его чувства и всегда готовы прийти на помощь. Возможно, что слез нет только пока – спустя некоторое время ребенок поймет, что плакать можно, и такого плача будет даже больше чем нужно. Главное – не расстраиваться и продолжать строить отношения!
   
   «В присутствии волонтера ребенок становится капризным и плохо
   себя ведет, что не свойственно для него в группе?»
   Это очень позитивный сигнал – это означает, что ребенок научился вам доверять больше других, у вас установились «особые» отношения, которые позволяют ребенку надеяться, что вы услышите его плач и отреагируете на него – подойдете, обнимите, возьмете на руки. Не бойтесь проявлять теплоту и заботу и делать это не только тогда, когда ребенок уже расстроен. Плаксивость пройдет со временем, как только ребенок поймет, что нет нужды добиваться вашего внимания только таким способом. Но в любом случае вам достанется больше слез, «недоплаканных» ребенком раньше – ведь в системе группового ухода никогда не хватает взрослых, способных отреагировать на сигналы всех детей.
   
   «Ребенок очень сопротивляется уходу волонтера и плачет, что делать?»
   Часто маленькие дети расстраиваются и плачут, когда взрослому приходится уходить. Они пока не понимают, что такое время, и что взрослый вернется. Помочь им справиться с этой проблемой поможет, во-первых, ваше спокойствие и уверенность в том, что ничего страшного не происходит – ведь маленькие дети очень чувствительны к переживаниям взрослых, а во-вторых, обязательно давайте простые объяснения, например: «мне сейчас нужно уйти, но я приду в следующий четверг». Это позволит ребенку привыкнуть к тому, что ваширасставания не навсегда. Кроме того, будет замечательно, если у ребенка останется ваша фото-графия или любимая игрушка, с которой вы вместе играете. Во время вашей встречи начинайте заранее готовить ребенка к тому, что вам скоро придется уйти. Поначалу это тоже может показаться сложным, и ребенок начнет плакать заранее, но в дальнейшем это позволит ему/ей лучше сформировать представление о времени и быть готовым к переменам.
   
   «Стоит ли дарить ребенку подарки, приносить какие-то вещи?»
   Прежде всего, необходимо обсудить это с персоналом дома ребенка – будет ли возможность сохранить индивидуальные вещи в группе или это невозможно? В любом случае, будет неплохо, если у ребенка появится что-то напоминающее о регулярных доставляющих радость встречах с волонтером. Это может быть самая простая игрушка или ваша фотография.
   «Ребенок качается. Что делать?»
   Почти все воспитанники детских домов и домов ребенка раскачиваются. Такое поведение имеет много разных причин – это и попытка дать себе новые ощущения (чем-то себя занять), и это же действие является способом самоуспокоения. Часто они учатся засыпать, успокаивая себя таким образом. Этого не нужно пугаться. Такое поведение обычно со временем проходит – у ребенка формируются другие привычки и способы засыпания. Некоторые дети также раскачиваются, потому что им не хватает вестибулярных ощущений. Чаще ходите на детские площадки, где есть качели и карусели. Качайтесь вместе с ребенком. Покачайте его в одеяле
   (ребенок находится посередине как в гамаке, а двое взрослых держат одеяло за концы). Пускай ребенок поймет, что такие ощущения можно получать вместе с другими людьми.
   
   «Ребенок сосет палец. Как его отучить?»
   Дети в домах ребенка часто сосут палец. Это происходит по нескольким причинам: Это и недостаток сенсорного опыта, возникающий в результате стандартной протертой еды в доме ребенка, которая основном отвечает потребностям ребенка в витаминах и калориях,но не дает опыта ощущений от разных текстур пищи. Так же в последнее время не очень приветствуется использование пустышек в доме ребенка, дети в группе вынуждены засыпать самостоятельно, и возможность сосатьчто-либо это простейший способ себя успокоить. За время коротких встреч с ребенком довольно трудно отучиться от этой привычки, но все же мы можем помочь ребенку несколькими способами – во-первых, мы можем дать возможность исследовать ртом предварительно вымытые игрушки разнообразной текстуры, а во-вторых, если ребенок начинает сосать палец, когда волнуется или устал и т.п., взрослый может останавливать ребенка и сказать, например: «Ты, наверное, сейчас устал».
   
   «Ребенок иногда проявляет агрессивность (кусается, щипается и т.д.).
   Что делать?»
   У детей первых лет жизни такие проявления не связанны с агрессивностью. Чаще всего это попытка привлечения к себе внимания или общения у детей, еще не умеющих говорить и не способных выразить свои желания и эмоции словами. Ни в коем случае не реагируйте бурно. Лучший способ избавиться от такого рода поведения – этоне проявлять реакцию, которую ожидает от вас ребенок. Просто остановите ребенка, спокойным и ровным голосом скажите что-либо вроде «я очень хорошо к тебе отношусь, но щипать себя не позволю». Старайтесь предвосхитить момент, когда ребенок захочет таким образом привлечь ваше внимание и дайте ему другой, более позитивный образец, например «тебе надоела эта игра? Давай, скажем: хватит!» и переключите ребенка на что-то другое.
   
   
   «Ребенок не любит, когда к нему прикасаются. Это очень расстраивает,
   так хочется его приласкать, а он отворачивается и даже вздрагивает иногда. Что делать?»
   Всегда очень обидно, если ребенок избегает ласки. Скорее всего, малыш просто не привык к телесному контакту и не знает, что делать в такой ситуации.
   Некоторые дети гиперчувствительны к слишком мягким и легким прикосновениям. Такие прикосновения могут вызывать дискомфорт (примерно такие же ощущения может вызывать щекотка, которой многие боятся) Понаблюдайте, какие прикосновения больше нравятся ребенку. Возможно, ему проще переносить более сильные прикосновения. Поиграйте с ним в баранов, которые бодаются, медведей, которые борются. Постепенно вводите и другие прикосновения: как гладят кошечку, как мышка бежит. Расширяйте диапазон прикосновений, которые нравятся ребенку. Велика вероятность, что через какое-то время малыш сам почувствует удовольствие от телесного контакта с вами, и будет с удовольствием ласкаться.
   
   «Стоит ли позволять ребенку называть себя мамой?»
   Наверное, самое главное в отношениях взрослого и ребенка – это честность. Если зрослый не собирается усыновлять/удочерять ребенка, то и ребенок об этом вправе знать, да и для самого взрослого это значительно облегчит задачу установления доверительных и теплых отношений с малышом. Лучше всего проговорить, зачем волонтер пришел к ребенку с самого начала и повторять это для ребенка регулярно, даже если кажется, что ребенок этого не понимает. Например, уже при первой встрече можно сказать «Меня зовут …, и я буду приходить с тобой играть и гулять 2 раза в неделю». Устанавливая таким образом границы,вы дадите и себе и ребенку возможность получать удовольствие от встреч, игры и прогулок не подкрепляя ожидания, которые не могут быть реализованы.
   
   «Как готовить ребенка к расставанию
    (при переводе в детский дом или в семью)?»
   Вся наша жизнь – это череда расставаний, и любой ребенок, даже растущий в семье, переживает разлуку с воспитателями детского сада – переходя в школу, с друзьями во дворе, со школьными учителями, а затем и родителями уезжая на учебу и так далее. Вспомните, как наши родители помогали пережить грядущие изменения в жизни? Необходимо заранее говорить о том, что произойдет, рассказывать истории про мальчиков или девочек, зверюшек и т.п., которые переезжали, попадали в новую семью, в новый коллектив. Полезно играть с ребенком в прятки, для маленьких детей в «ку–ку».
   Перед расставанием хорошо бы подготовить то, что в профессиональной литературе называется «переходным объектом». Это то, что дает ребенку возможность вспоминать близкого взрослого и отношения, их связывающие – альбом или несколько фотографий ребенка вместе с волонтером и сотрудниками группы в которой находился ребенок, любимая игрушка, вещи, которые ребенок сможет взять с собой в новую семью или детский дом. Необходимо, чтобы сотрудники дома ребенка, встречающиесяс новыми родителями или коллегами из детского дома, знали о важности таких «переходных объектов» и могли объяснить это другим.
   
   Ребенок спрашивает: «Почему ты не заберешь меня с собой?»
   «Почему ты уходишь?» Что ответить ему?”
   Все дети хотят жить в семье. Важно помнить, что Вы несете вполне конкретную миссию, и не сможете забрать всех детей с собой. Ребенок имеет право на такое желание. В такой ситуации важно сказать ребенку, что вы понимаете его, но не можете исполнить его желание. Скажите малышу, что вы специально приходите, чтобы играть (гулять) с ним. Отвечая на вопросы ребенка важно не обещать ему того, что Вы не сможете сделать.
   
   “Что ответить на вопрос ребенка – «А когда ты придешь в
   следующий раз?»”
   Детям важно знать, когда вы сможете встретиться. Если Вы не уверены, что придете, не обещайте детям того, что не сможете сделать, но если у вас есть планы на следующий визит – обязательно расскажите об этом ребенку.
   
   “Я не смогла прийти, что мне делать, если ребенок скажет –
   «Ты обещала прийти и не пришла!»?”
   Все мы живые люди. Иногда бывают обстоятельства, над которыми мы не властны. В такой ситуации Вы можете извиниться и рассказать, почему не удалось прийти. Извиняться и объяснять свои поступки – очень важный для ребенка опыт. После того, как ребенок выслушал ваши извинения, скажите ему, что сейчас вы с ним и очень хотите вместе поиграть.
   
   «Что мне ответить, если дети спрашивают: »«Почему у меня нет
   мамы?, Почему умер папа?, Почему это случилось именно со мной?»
   На эти вопросы трудно ответить. Можно признаться, что вы сами задаете себе те же вопросы. Потом объясните, что потеря – это часть жизни для всех живых существ на земле. Она приходит к каждому. Есть вещи, которыми мы можем управлять, а есть такие, которыми не можем. Обязательно скажите детям, что никто не виноват – ни близкий человек, ни Бог, и, уж конечно, не ребенок. Скажите очень четко: «Ты не виноват». Ничто из того, что ребенок сказал, сделал или подумал, не стало причиной потери близкого.
Добавил(а): БУЗ ВО "Дом ребенка специализированный №2"
Поиск по сайту
Контролирующие органы
Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области
Новости
24.04.2024средство индивидуальной мобильности (СИМ)

17.04.2024Памятка по профилактике ДТП с участием двухколёсного транспорта

28.03.2024Укрепление общественного здоровья
Государственное задание
17.01.2024Отчет о выполнении государственного задания

09.01.2024Государственное задание на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов

07.11.2023Отчет о выполнении государственного задания № 2 от 03.11.2023 г.
Вакансии
01.04.2024повар

25.12.2023Водитель на 0,5 ставки

12.05.2022медицинская сестра палатная
Адрес ЛПУ:
162616, Вологодская область, г.Череповец, ул.Командарма Белова, д.42. Электронная почта chcpd35@mail.ru Группа VK https://vk.com/club172498575
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
2930      

Запись на вакцинацию от COVID19 через сайт Государственных Услуг
© Copyright 2008 MIAC > [ Generated in 0,091 seconds ]

Этот сайт использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

С помощью их пользователь зарегистрированный на сайте, может получать информацию, которая предназначена только для него

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.