Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Медицинский крест
RSS канал новостей
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (специализированный)"
Администрирование
Зайти на сайт
Волонтерское движение
Тема 2. Близкие отношения и их роль в развитии детей раннего возраста 06.06.2017
   Английский психиатр Джон Боулби, автор теории привязанности, считал, что привязанность имеет эволюционное значение и служит выживаю человека как вида. Боулби утверждал, что стабильные отношения с взрослым, который при необходимости может его защитить, необходимы младенцу не меньше чем пища. Боулби считал, что формирующаяся привязанность дает ребенку возможность развиваться и познавать окружающий мир. Она позволяет малышу учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких и чужих. Описывая развитие привязанности, Джон Боулби отмечает, что это процесс, который развивается во времени.
   
   Хотя ребенок рождается беспомощным и слабым, он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности (Р. Эмде). Способности новорожденного к установлению контакта с взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша. С самого рождения младенцы воспринимают лицо, голос, прикосновения и звуки, исходящие от человека (прежде всего, матери), как уникальные и отличающиеся от других звуков, зрительных объектов и стимулов. Младенцы также с первых минут жизни способны имитировать выражение лица их партнера по взаимодействию (хмуриться, улыбаться, высовывать язык). Малыш начинает выделять «своего» взрослого среди других, радоваться, когда близкий человек приходит, и расстраиваться, когда он уходит.
   
   Привязанность между матерью и младенцем формируется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимодействия. Мама, которая заботится о своем ребенке, не делает ничего специального для того, чтобы привязанность формировалась. Мама или человек, который заменяет ее, просто находится с ребенком в течение длительного времени, заботится о нем, разговаривает, знакомит малыша с окружающим миром, старается понять, в чем сейчас нуждается ребенок, и дать ему это, защищая ребенка от переутомления, страха, боли, голода и т.д.
   
   Иногда начинает казаться, чтодля формирования привязанности необходимо, чтобы мама обладала целым рядом необыкновенных способностей, полностью посвящала себя только ребенку, не хуже профессионалов знала особенности его развития и т. д. Это далеко не так. Английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт ввел очень важное понятие «достаточно хорошая мать». Винникотт писал, что все самые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. Это то, что мама делает и знает «просто благодаря факту материнства». По словам Винникотта, даже профессионал, имеющий подготовку в области медицины, будет восхищен «интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому». При этом «фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением».
   
   Надежная и ненадежная привязанность
   
   В процессе развития отношений на первом году жизни ребенок формирует свое представление о себе и об окружающих его людях. «Я такой, как обо мне заботятся», писал Д. Боулби. Если материнская забота была последовательной и направленной на удовлетворение потребностей ребенка, ребенок, вырастая, начинает ощущать себя ценным и достойным заботы. Окружающих людей он начинает воспринимать как безопасных и способных помочь.
   Это и называется надежной привязанностью.
   
   Надежная привязанность невероятно важна для дальнейшего развития ребенка, его социализации, формирования отношений с другими взрослыми и детьми. У примерно 60% детей, живущих в семьях, развивается надежная привязанность. В то время как по данным российско-американского исследования «Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка», проведенного в начале 2000-х годов в домах ребенка Санкт-Петербурга (Р. Мухамедрахимов, О. Пальмов и др., 2009), надежная привязанность развивается у детей в домах ребенка крайне редко, всего около 2% случаев. Причина этого – отсутствие индивидуальных отношений, частая смена сотрудников, заботящихся о ребенке, переводы детей из группы в группу по мере взросления.
   
   Если забота о ребенке была непостоянной или непоследовательной(частые смены воспитателей, нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка), он обучается тому, что не достоин заботы, а окружающим его людям не стоит полностью доверять. Это называется ненадежной привязанностью.
   
   В зависимости от особенностей заботящихся о нем людей, ребенок либо почти не ожидает от взрослых помощи, предпочитая успокаивать себя сам (избегающая привязанность), либо ведет себя противоречиво – одновременно требуя заботы, но при этом не очень доверяя своему воспитателю (амбивалентная привязанность). Ненадежная привязанность ведет к трудностям в адаптации в детском саду и школе, сложностям в развитии отношений с детьми, а также к трудностям в обучении, ведь обучение во многом построено на отношениях доверия с педагогами и воспитателями.
   
   Ненадежная (или тревожная) привязанность встречается в среднем у 19% детей, воспитывающихся в домах ребенка (Р. Мухамедрахимов, О. Пальмов и др., 2009). Ненадежная привязанность также приводит к трудностям в адаптации к новой семье, если ребенка усыновляют.
   
   Однако наибольшее опасение вызывает так называемая дезорганизованная привязанность. Такая привязанность развивается, если заботы взрослого катастрофически недостаточно, взрослый эмоционально или физически недоступен или даже враждебен, находится в тяжелой депрессии или на него нельзя положиться. Постоянная смена заботящихся о ребенке людей приводит к тому, что он не понимает, кто и как будет заботиться о нем, насколько можно доверять человеку, который, скорее всего, опять его оставит. Дезорганизованная привязанность проявляется в 2 типах поведения:
   • Излишняя недифференцированная дружелюбность – дети не проявляют особых отличий при взаимодействии со знакомыми и незнакомыми людьми – тянутся к любому взрослому. Однако при этом от взрослого ничего не ожидают – быстро теряют интерес к нему.
   • Отсутствие доверия и отгороженность. Такие дети не проявляют стремления к контакту, напротив, избегают его, кажется, что отношения с человеком их сильно утомляют, приводят к истощению. Такого ребенка часто очень трудно утешить, у него много аутостимуляций, часто встречается самоповреждающее поведение.
   
   У «домашних» детей такая привязанность встречается в 15% случаев. В исследованиях, посвященных плохому обращению с детьми в семье, приводятся данные о 48% случаев. Дезорганизованная привязанность часто регистрируется у детей, проживающих в домах ребенка – в среднем в 78% случаев. А в доме ребенка, в котором проводились серьезные структурные изменения и обучение сотрудников, ее частота встречаемости ниже, но все равно составляет довольно высокий процент – 61,5% детей (Р. Мухамедрахимов, О. Пальмов и др., 2009). Другими словами, система коллективного воспитания как таковая не способствует развитию здоровой, надёжной привязанности у детей.
   
   В дальнейшем дети с дезорганизованной привязанностью часто демонстрируют неспособность выработать контроль за импульсивным поведением и регулировать свои эмоции, что ведет к таким формам поведения как вранье, кражи, порча имущества, нанесение вреда себе и насилие над другими. Они демонстрируют неспособность испытывать эмпатию. Такие дети обычно не умеют использовать речь эффективно, особенно когда говорят о чувствах. Они не способны проводить различия между теми, кому можно доверять и кому нельзя. Им трудно строить близкие доверительные отношения – случайных знакомых они воспринимают как лучших друзей, а любящие и заботящиеся люди могут восприниматься как подавляющая угроза. Родители таких детей нередко чувствуют себя беспомощными, рассерженными и отвергнутыми. К сожалению, в случае принятия ребенка из сиротского учреждения это может привести к отказу новой семьи заботиться о ребенке.
   
   Современные данные о важности близких отношений для развития
   мозга детей раннего возраста
   
   Мозг ребенка в течение первых 3 лет развивается очень интенсивно. В мозгу формируются миллиарды связей. Формирование этих связей происходит под влиянием опыта, который ежедневно получает ребенок. В первые годы жизни ребенка его мозг невероятно пластичен – что означает, что он подвержен как позитивному, так и, к сожалению, негативному влиянию окружающей среды. Пообразному определению Перри «младенцы пластичны, но беззащитны». Это означает, что развивающийся младенец является максимально уязвимым к воздействию неблагоприятного окружения в период быстрого роста головного мозга. Пластичность мозга младенца, столь необходимая ему для быстрого изучения социального мира, установления теплых и близких отношений с близкими людьми, овладения новыми навыками и т.п. становится его «слабым местом». Младенец подстраивается под то окружение, которое существует вокруг него, вне зависимости от того, плохое оно или хорошее (Сигел).
   
   Тот опыт, который получает маленький ребенок, всегда связан со взрослым человеком. Взрослый организует пространство, в котором живет ребенок, дозирует и структурирует информацию, которую получает ребенок, направляет его внимание.
   
   Недостаток опыта и его нерегулярность приводят к тому, что нейронные связи формируются недостаточно эффективно, а если связь используется нерегулярно, она впоследствии отмирает. Получается, что недостаток опыта, который свойственен для детей в домах ребенка, приводит к недостаточному формированию нейронных связей.
   
   Стресс, переживаемый ребенком в связи с недостатком индивидуального ухода и внимания, приводит к выделению адреналина и кортизола. Эти два гормона являются токсичными для клеток мозга и приводят к их отмиранию. Кроме того, длительное воздействие кортизола приводит к снижению иммунитета, нарушению усвояемости пищи и истощению энергетических запасов организма.
   
   На сегодняшний день не существует медикаментов, которые позволяют снизить уровень кортизола. Однако внимательный, заботливый, постоянный взрослый может это сделать! Современные данные о развитии мозга детей еще раз подчеркивают необходимость близких отношений для развития ребенка!
   
   Индивидуальные особенности детей, влияющие на развитие привязанности
   
   Все дети разные – у них разный темперамент, разные способности. Эти способности также включают способность к формированию отношений с людьми. Некоторым детям труднее привлекать и удерживать взрослого, их попытки общения и сигналы, которые они демонстрируют, более слабые инепонятные. Часто это свойственно детям, родившимся недоношенными, детям, родившимся с повреждениями мозга, детям, внутриутробно подвергающимся воздействию алкоголя и других вредных веществ, а также детям с нарушениями развития (сенсорного, когнитивного, двигательного). У этих детей потребности в общении не
   меньше чем у других, просто им труднее общаться, а значит, от взрослых требуется гораздо терпения и постоянства в общении с такими детьми.
   
   На способность завязывать отношения, формировать привязанность и доверять другим людям также влияет и ранний опыт, полученный ребенком. Если ребенок долго находился в больнице, его потребностями длительно пренебрегали, ребенок пережил дурное обращения или множественные разлуки, ему гораздо труднее доверять людям.
Добавил(а): БУЗ ВО "Дом ребенка специализированный №2"
Поиск по сайту
Контролирующие органы
Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области
Новости
24.04.2024средство индивидуальной мобильности (СИМ)

17.04.2024Памятка по профилактике ДТП с участием двухколёсного транспорта

28.03.2024Укрепление общественного здоровья
Государственное задание
17.01.2024Отчет о выполнении государственного задания

09.01.2024Государственное задание на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов

07.11.2023Отчет о выполнении государственного задания № 2 от 03.11.2023 г.
Вакансии
01.04.2024повар

25.12.2023Водитель на 0,5 ставки

12.05.2022медицинская сестра палатная
Адрес ЛПУ:
162616, Вологодская область, г.Череповец, ул.Командарма Белова, д.42. Электронная почта chcpd35@mail.ru Группа VK https://vk.com/club172498575
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30     

Запись на вакцинацию от COVID19 через сайт Государственных Услуг
© Copyright 2008 MIAC > [ Generated in 0,076 seconds ]

Этот сайт использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

С помощью их пользователь зарегистрированный на сайте, может получать информацию, которая предназначена только для него

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.